Крупная моторика: йога, фитбол, гимнастика
РАЗВИВАЮЩАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА реализуется средствами физического воспитания и создана с учетом принципов возрастной физиологии, сенситивных периодов и этапов развития движений ребенка.
Цели программы:
- Развитие сенсомоторных координаций всех уровней.
- Формирование оптимального двигательного стереотипа.
- Оздоровление организма ребенка.
Основные задачи программы:
- Нормализация мышечного тонуса и укрепление мышечного корсета, формирование рефлекса правильной осанки, профилактика плоскостопия.
- Развитие двигательных качеств: ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты движений, равновесия, координации движений.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве (зала, вокруг себя, в схеме собственного тела).
Стимулирование совместной деятельности правого и левого полушарий головного мозга. Осуществляется через перекрестные виды движений (ползание, лазание, ходьба, бег). Это является базой для формирования высокосоциализированных движений: бытовых и профессиональных движений, танец, речь, письмо, творчество.
Развитие крупной, средней и мелкой моторики. Осуществляется при взаимодействии ребенка с предметами различной величины, формы и текстуры.
Формирование умений и навыков выполнения общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, с использованием спортивного оборудования.
Формирование сотрудничества и взаимодействия.
Развитие культуры движений.
Данные цели и задачи реализуются через моделирование оптимальной предметно-пространственной игровой развивающей среды.
Создание такой среды на занятиях по физическому воспитанию достигается за счет использования спортивного оборудования. Это – гимнастическая скамейка, детские стульчики, ребристая дорожка, сенсорные кочки, дорожка с природными камнями, массажные коврики, дуги, туннели, полусферы, батут, мягкие модули, мат.
Дети занимаются босиком, что способствует стимуляции биологически активных точек стопы и проекционному массажу внутренних органов.
На занятиях выполняются общеразвивающие физические упражнения без предметов и с предметами, которые имеют разную форму, текстуру и цвет.
Используемые предметы:
резиновый гимнастический, теннисный, массажный, мягкий набивной, большой ортопедический мячи; кубики и кегли разных цветов, гимнастические палки, обручи, скакалки, флажки, гимнастические ленты, мешочки с песком.
Упражнения выполняются из разных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на животе, на спине, на боку, стоя на коленях, в полуприседе и приседеде, используются разнообразные исходные положения для рук и ног.
Всё это обеспечивает поступление к органам чувств ребенка необходимой сенсорной информации и ведет к адекватному психомоторному развитию.
Двигательная развивающая программа разработана для разных возрастных групп и включает в себя занятия педагогического наблюдения (тестирующие уроки в начале и в конце года), 9 обучающих комплексов (по месяцам), открытые занятия в течение года, индивидуальные и групповые беседы с родителями.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
- Подготовительная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию всех систем организма, внимания и постепенную подготовку организма к более интенсивной работе основной части. Подготовительная часть состоит из проведения самомассажа, различных видов ходьбы, бега, подскоков, прыжков, несложных игровых упражнений на внимание и координацию движений, формирование рефлекса правильной осанки и укрепление мышечного тонуса.
- Основная часть решает комплекс программных задач, включает в себя гимнастические упражнения общеразвивающего характера с предметами и без них; основные движения, подвижные игры.
- Заключительная часть физического занятия направлена на обеспечение постепенного перехода от повышенной двигательной активности к ее снижению, на снятие общей возбужденности и приведению частоты сердечных сокращений и частоты дыхания ребенка к исходному, при этом должно сохраниться бодрое и жизнерадостное настроение. В эту часть входят игры малой подвижности (хороводные, народные, игры на ориентировку в пространстве), основные виды движений.
Таким образом, двигательная развивающая программа способствует формированию физического и неврологического здоровья ребенка (его осанки, жизненных базовых и учебных функций организма, необходимых для дальнейшего обучения в школе).